Итоги мониторинга правоприменения и направления совершенствования Закона Московской области «Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области»

Инвестиционное законодательство является одной из важнейших составляющих бизнес-климата, как во всей стране, так и в каждом отдельном регионе.

В Московской области основополагающим правовым  актом в данной сфере является областной закон «Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области». Не вторгаясь в сферу процесса вложения инвестиций  (это гражданское законодательство и зона полномочий федеральных органов) он устанавливает правила взаимоотношений органов власти Московской области с инвесторами и гарантирует защиту их прав и законных интересов.
Закон был принят в 2010 году и действует уже 5 лет.  За это время накопилась практика его применения. При проведении мониторинга мы ставили себе задачу проанализировать степень востребованности норм закона со стороны инвесторов и оценить актуальность положений этого Закона на настоящий момент.
Предлагаем для обсуждения направления развития инвестиционного законодательства, которые наметили, исходя из результатов проведенного мониторинга.

Как уже отмечплось, Закон об инвестиционной политике является базовым для построения региональной системы государственного управления в сфере инвестиций. В нем определены механизмы влияния региональной власти на активность инвестиционных процессов в Московской области: нормотворчество, координация действий участников инвестиционных процессов и меры государственной  поддержки инвестиционной деятельности. Действие этих  механизмов отражается, прежде всего, на общей инвестиционной ситуации в регионе.
Как развивалась инвестиционная ситуация в Московской области за период действия закона с 2011 по 2015 годы представлено на слайде. В целом ее можно оценить положительно, так как объем инвестиций в 2015 году в Московской области выше уровня 2010 года почти на 182 миллиарда рублей, а доля Московской области в общем объеме инвестиций по России  возросла с 3,8% до 4,4%. При этом, даже при снижении индекса физического объема инвестиций в последние два года, доля Московской области в общероссийском  показателе продолжала оставаться на достигнутом уровне. И даже в экономически сложном 2015 году Московская область по объему инвестиций в основной капитал заняла среди регионов 4 место. (В 2013 году были на пятом месте.)
То есть, несмотря на сложные экономические условия, Московская область еще остается привлекательной для инвесторов. В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России, проводимом уже 20 лет агентством «Эксперт РА», Московская область на протяжении последних 5 лет входит в  лидирующую группу регионов с максимальным потенциалом и минимальном риском.
Тем не менее, начавшаяся в 2014 году тенденция снижения физического объема инвестиций, говорит о том, что региональной власти необходимы новые управленческие решения для активизации инвестиционных процессов на территории Московской области. В том числе и в части совершенствования законодательства в сфере инвестиций.
Действующий Закон об инвестиционной политике предусматривает 9 методов стимулирования инвестиционной деятельности на территории Московской области.

В рамках мониторинга мы постарались проанализировать применение каждого из них. На слайдах мы представили наиболее важную, на наш взгляд, характеристику реализации. Так, например, в рассматриваемый период не были востребованы со стороны инвесторов государственные гарантии и инвестиционные  налоговые кредиты. Сущность этих механизмов для инвесторов привлекательна, но процедура и количество необходимых документов для их получения, снижают их привлекательность фактически «до нуля».

Такие методы как реализация государственных программ, предоставление налоговых льгот, создание особых территорий, реализация проектов государственно-частного партнерства более востребованы как со стороны органов власти, так и инвесторов.  И информация о результатах их применения весьма обширна. Так как  наш Круглый стол все таки больше направлен на обсуждение и выработку законодательных предложений, то не буду занимать время.  Всю информацию полученную в ходе мониторинга мы систематизируем и включим в Отчет о проведении мониторинга, который будет вынесен на рассмотрение Московской областной Думы в конце июня. Утвержденный Отчет мы разместим на странице нашего Комитета на официальном сайте Мособлдумы.
Для нас, как законодателей, ключевым моментом проведенного мониторинга  являются выводы о направлениях дальнейшего совершенствования Закона об инвестиционной политике.
По результатам мониторинга мы наметили себе 2 блока, по которым надо корректировать Закон.

Первый – это изменения в связи с принятием ряда Федеральных законов:
— Прежде всего, Закона «О стратегическом планировании», в развитие которого уже принят и наш областной Закон. В этой части необходимо цели и задачи инвестиционной политики гармонично увязать с долгосрочными целями  социально-экономического развития Московской области. Пока мы решили в этой части опереться на Инвестиционную стратегию Московской области, которая уже прошла одобрение Правительства и ее необходимо вводить в правовое поле как стратегический документ в сфере развития инвестиционной деятельности.
Изменений в Закон об инвестиционной политике требует и принятый Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации», которым установлены требования к индустриальным паркам. В этом нам необходимо законодательно разрешить возникшую правовую коллизию с областным законом «О промышленных округах в Московской области». Так как именно этим областным законом ранее регламентировалась деятельность индустриальных парков на территории Московской области.
Кроме того этот же федеральный закон ввел новый механизм реализации инвестиционной политики – специальный инвестиционный контракт, что тоже должно быть отражено в нашем Законе.
Нормы Федерального закона «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве» также определили специфику применения этого инструмента на региональном уровне. И об этом нам подробно расскажет следующий докладчик.
Второй блок изменений в действующий закон относится к вопросам организации государственного управления в сфере инвестиционной деятельности. В этом блоке мы пока увидели два направления.
Во-первых, при изучении практики применения Закона членами Комиссии по мониторингу была отмечена следующая ситуация: Действующим Законом определен Уполномоченный орган по координации деятельности исполнительных органов и участников инвестиционного процесса, но не определены его полномочия в этой части. Они установлены различными  подзаконными актами и в совокупности не позволяют как Уполномоченному органу решать задачи по сопровождению инвестиционных проектов, так и инвестору получить документацию по реализации проекта на принципах «единого окна».  На наш взгляд, полномочия Уполномоченного органа должны быть укрупненными блоками установлены непосредственно в Законе.
Второе направление связано с появлением большого количества территорий, на которых законодательством устанавливаются специальные условия для осуществления инвестиционной деятельности. Это и особые экономические зоны, промышленные округа, индустриальные парки, наукограды, кластеры, иные территории развития. По нашему мнению, необходимо систематизировать эти территории в правовом поле Закона об инвестиционной политике. Эти вопросы относятся к территориальному планированию  развития Московской области и именно такие площадки должны быть определены как приоритетные для размещения инвестиционных проектов на территории Московской области.
Вот это, наверное, основные положения по которым мы хотели бы услышать ваше экспертное мнение, соединить нашу «теорию» с вашей «практикой».
Кроме того, в ходе мониторинга мы для себя отметили еще ряд проблем, которые надо решать, но пока в законодательные инициативы в конкретные правовые акты они не оформились, так как требуют дополнительного анализа наших возможностей и, главное, полномочий. Это наш задел на перспективу. Чтобы было понятно, приведу пример — у нас в каждом ведомстве, которое участвует в процессе выдачи согласований или разрешительной документации существует свой административный регламент по этой процедуре. И на первый взгляд там все в порядке и сроки приемлемые. Но процедура в целом построена на принципе последовательности: получил одну бумагу – иди за другой.  И если суммировать все сроки по процедуре, то вот, например, при выдаче разрешений на строительство объектов нежилого назначения минимальный суммарный срок составляет более 160 дней. И это без сроков проектирования и строительства. Вывод напрашивается сам собой – надо ограничить максимальный суммарный срок. Эта проблема комплексная и требует всестороннего рассмотрения, обсуждения и решения законодательном уровне.
Мы готовы к диалогу и готовы внимательно рассмотреть предложения по вопросам осуществления инвестиционной деятельности на территории Московской области, которые еще не учтены, но должны быть решены законодательным путем.