В региональном Законе об инвестиционной политике будут предусмотрены новые механизмы государственно-частного партнерства

Мособлдума 3 июня провела в Серпуховском районе круглый стол на тему «Перспективы развития законодательства Московской области в сфере инвестиционной деятельности». Данное мероприятие было организовано в рамках работы Комиссии по мониторингу правоприменения Закона «Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области». В ходе заседания прозвучали предложения о внесении в него изменений.

Круглый стол прошёл на «Серпуховском лифтостроительном заводе». Это предприятие было выбрано в связи с тем, что, по словам председателя Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Вячеслава Крымова, оно является примером успешного освоения инвестиций. Лифтозавод на 95% работает на российских технологиях. «Нам очень важно оценить опыт и послушать руководителей, работников предприятия. И самое главное, понять, что мы можем сделать в плане законодательства для того, чтобы процесс инвестиций был действительно магистральным и позволил Московской области оставаться лидером», – подчеркнул депутат.

В ходе мероприятия было также отмечено, что Серпуховской район успешно развивается: за последние 3 года объём инвестиций в муниципалитете  составлял не менее 2 млрд. рублей ежегодно. Темпы роста промышленного производства за 2015 год равнялись 119%, при среднеобластном показателе 109,7%. Первый квартал этого года показал рост на 32%, при 12,6% в среднем по региону.

Закон об инвестиционной политике был принят в 2010 году. Он предусматривает 9 методов стимулирования инвестиционной деятельности:

  1. Разработка и реализация государственных и инвестиционных программ. Среди них «Предпринимательство Подмосковья», с подпрограммами «Инвестиции Подмосковья» и «Развитие малого и среднего предпринимательства в Московской области», а также «Развитие топливозаправочного комплекса Московской области до 2018 года».
  2. Участие в создании и развитии промышленных округов, особых экономических зон, кластеров и иных территорий развития. Было создано 3 ОЭЗ: Дубна, Ступино и Фрязино; 3 инновационно-территориальных кластера; к 2014 году создано 60 промышленных округов в 23 муниципалитетах; к 2016 году 28 индустриальных парков отвечают требованиям законодательства.
  3. Предоставление государственных гарантий.
  4. Предоставление инвестиционного налогового кредита.
  5. Предоставление налоговых льгот. За 2011-2015 год их общий объём составил порядка 750 млн. рублей.
  6. Информационная, организационная и правовая поддержка субъектов инвестиционной деятельности. Разработана автоматизированная система мониторинга инвестпроектов.
  7. Создание условия для обеспечения инфраструктурой и инженерными коммуникациями земельных участков.
  8. Использование государственного имущества в целях реализации проектов государственно-частного партнерства. В 2015 году Московская область вышла на первое место среди регионов, реализующих ГЧП проекты в социальной сфере.
  9. Предоставление бюджетных ассигнований. За 2011-2015 год объём бюджетных вложений в объекты государственной собственности Московской области превысил 50 млрд. рублей.

Доля Московской области в общем объёме инвестиций по России возросла с 3,8% до 4,4% за время действия Закона. Вложения в основной капитал в Подмосковье, за исключением бюджетных средств, выросли с 394,3 млрд. рублей в 2010 году до 575,8 млрд. рублей в 2015 году.

В 2015 году Подмосковье по объему инвестиций в основной капитал заняло среди регионов РФ  4 место.

В рейтинге инвестиционной привлекательности субъектов РФ Московская область на протяжении последних 5 лет входит в лидирующую группу регионов с максимальным потенциалом и минимальным риском. «Тем не менее, начавшиеся в 2014 году тенденции снижения объёма инвестиций говорят о том, что региональной власти необходимы новые управленческие решения для активизации инвестиционных процессов. В том числе и в части совершенствования законодательства», – отметил заместитель председателя Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Михаил Леонтьев.

Среди дальнейших изменений законодательства было выделено два блока, первый вызван принятием ряда федеральных законов.  «Прежде всего, это связано с законом о стратегическом планировании в России, в развитие которого уже принят областной закон. Необходимо цели и задачи инвестиционной политики гармонично увязать со Стратегией Московской области, которая уже прошла одобрение Правительства», – рассказал Михаил Леонтьев.

Изменения также требуется внести в связи с принятием Закона «О промышленной политике в Российской Федерации», в котором были установлены требования к индустриальным паркам. Ранее их деятельность в области регулировалась документом «О промышленных округах Московской области». Кроме того, этот же федеральный Закон ввёл новый механизм – специальный инвестиционный контракт, что должно быть также отражено на региональном уровне.

Второй блок предложений связан с вопросами госуправления в данной сфере. Было отмечено, что действующим Законом определён уполномоченный орган  координации деятельности исполнительных властей и участников инвестиционного процесса, но не определены его полномочия в этой части. Они установлены различными подзаконными актами и в совокупности не позволяют ему, как уполномоченному органу, решать задачи по сопровождению инвестпроектов, и не позволяют инвестору получить необходимую документацию в режиме одного окна. Такие полномочия должны быть установлены.

Ещё один момент связан с появлением большого количества территорий, на которых законодательством предусмотрены специальные условия для осуществления экономической деятельности. Это особые экономические зоны, индустриальные парки, наукограды, промышленные округа, кластеры и иные территории развития. Их необходимо систематизировать. Эти вопросы относятся к территориальному планированию развития Московской области, и такие площадки должны быть определены как приоритетные для размещения инвестиционных проектов.

Видео на Youtube

Помимо этого, Вячеслав Крымов отметил, что «скорее всего, в Законе будет отдельный раздел о государственно-частном партнерстве, и мы будем просить Думу принять целым разделом этот блок. Сегодня у нас ГЧП регулируется федеральным законодательством, но фактически идёт вопрос только о концессии, а нет других форм, таких, как гарантированные квоты на оплату услуг частных компаний из бюджета, гарантированный выкуп продукции частных компаний за бюджетные средства, гарантированное участие государства в частных предприятиях и организациях. Кроме того, вопрос распределения прав на собственность, созданную совместно государством и бизнесом очень туманно расписан федеральным Законом. Его необходимо прописать во избежание судебных разбирательств».

По итогам заседания круглого стола было отмечено, что комиссия по мониторингу продолжит свою работу. Поправки в действующее законодательство могут быть доработаны после общественного обсуждения осенью 2016 года.

Отчет по мониторингу Закона Московской области