Закон Московской области № 38/2016-ОЗ

Закон Московской области № 38/2016-ОЗ «О научно-технической политике органов государственной власти Московской области»

Принят постановлением Московской областной Думы от 21.04.2016 № 2/163-П

Подписан Губернатором Московской области 06.05.2016

Опубликован: Интернет-портал Правительства Московской области (http://mosreg.ru), 13.05.2016, «Ежедневные новости. Подмосковье», 24.05.2016

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О научно-технической политике органов государственной власти Московской области

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» регулирует отношения между органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и субъектами научной и (или) научно-технической деятельности.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия:
1) научная (научно-исследовательская) деятельность (далее – научная деятельность) – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
фундаментальные научные исследования – экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний
об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;
прикладные научные исследования – исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
поисковые научные исследования – исследования, направленные
на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или)
на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ;
2) научно-техническая политика органов государственной власти Московской области (далее – научно-техническая политика) – система форм и методов, используемых органами государственной власти Московской области при развитии деятельности научно-технического комплекса Московской области;
3) научно-технический комплекс Московской области – совокупность государственных научных организаций Московской области, а также иных организаций, их обособленных подразделений, осуществляющих научную, научно-техническую, образовательную деятельность, экспериментальные исследования и разработки, находящихся на территории Московской области;
4) приоритетные для Московской области направления развития науки, технологий и техники – тематические направления научных исследований и разработок, обеспечивающие наибольший вклад в научно-технологическое развитие и достижение текущих и долгосрочных целей социально-экономического развития Московской области;
5) молодые ученые и специалисты – научные работники с высшим образованием до достижения ими следующего возраста:
доктор наук – 40 лет;
кандидат наук – 35 лет;
работник без ученой степени – 35 лет;
6) субъекты научной и (или) научно-технической деятельности –
это физические лица – граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане, лица без гражданства в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации, профессионально занимающиеся научной и (или) научно-технической деятельностью
в научных организациях, государственных академиях наук или высших учебных заведениях и юридические лица – научные организации, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, а также государственные академии наук;
7) стратегия научно-технического развития Московской области –раздел стратегии социально-экономического развития Московской области, определяющий приоритеты, цели и задачи органов государственной власти Московской области в сфере научной и (или) научно-технической деятельности;
8) организации научной инфраструктуры – организации или структурные подразделения организаций, обеспечивающие осуществление научной и (или) научно-технической деятельности на территории Московской области.
2. Иные понятия, применяемые в настоящем Законе, используются
в значениях, определенных Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Статья 3. Цели научно-технической политики органов государственной власти Московской области

Основными целями научно-технической политики органов государственной власти Московской области являются:
1) реализация государственной научно-технической политики
на территории Московской области;
2) развитие и эффективное использование научного потенциала Московской области;
3) увеличение вклада научно-технического комплекса Московской области в развитие экономики и социальной сферы Московской области.

Статья 4. Задачи научно-технической политики органов государственной власти Московской области

Задачами научно-технической политики органов государственной власти Московской области являются:
1) привлечение высококвалифицированных научных работников
в организации научно-технического комплекса Московской области;
2) создание условий для эффективного использования и реализации научно-технической продукции организаций научно-технического комплекса Московской области;
3) формирование и реализация мер государственной поддержки научной и (или) научно-технической деятельности;
4) содействие развитию конкуренции в научной и научно-технической сферах;
5) содействие созданию условий для внедрения результатов интеллектуальной деятельности в экономику и социальную сферу;
6) проведение анализа состояния научно-технического комплекса Московской области.

Статья 5. Принципы научно-технической политики органов государственной власти Московской области

Научно-техническая политика органов государственной власти Московской области осуществляется исходя из следующих основных принципов:
1) признание значимости влияния научной и (или) научно-технической деятельности на социально-экономическое развитие Московской области;
2) гласность, в том числе использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных для Московской области направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсного отбора;
3) интеграция науки и образования на основе различных форм участия работников и обучающихся образовательных организаций высшего образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках,
в том числе посредством создания лабораторий в образовательных организациях высшего образования, кафедр на базе научных организаций;
4) поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности
в области науки и техники на территории Московской области;
5) концентрация ресурсов Московской области на приоритетных
для Московской области направлениях развития науки, технологий и техники;
6) стимулирование научной и (или) научно-технической деятельности через систему экономических льгот;
7) развитие межрегионального научно-технического сотрудничества.

Статья 6. Формы регулирования отношений в сфере научной и (или) научно-технической деятельности, используемые органами государственной власти Московской области

1. Органы государственной власти Московской области осуществляют регулирование научной и (или) научно-технической деятельности
в следующих формах:
1) принятие нормативных правовых актов Московской области;
2) разработка и реализация научных и научно-технических программ и проектов Московской области в сфере научной и (или) научно-технической деятельности;
3) размещение заказа на выполнение научно-исследовательских работ
в целях обеспечения деятельности органов государственной власти Московской области и государственных учреждений Московской области;
4) формирование и утверждение государственного задания
на выполнение научно-исследовательских работ для научных и образовательных организаций, находящихся в собственности Московской области;
5) установление норм и нормативов на содержание научных организаций Московской области;
6) формирование и развитие системы научных организаций, находящихся в собственности Московской области;
7) координация действий субъектов научной и (или) научно-технической деятельности;
8) оказание государственной поддержки субъектам научной и (или) научно-технической деятельности.
2. Органы государственной власти Московской области могут применять иные формы регулирования научной и (или) научно-технической деятельности, не противоречащие федеральному законодательству и законодательству Московской области.

Статья 7. Полномочия органов государственной власти Московской области в сфере реализации государственной научно-технической политики

1. К полномочиям Московской областной Думы относятся:
1) принятие законов Московской области, устанавливающих порядок деятельности органов государственной власти Московской области
в научной и (или) научно-технической сфере, регулирующих отношения между органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, устанавливающих порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных научных организаций Московской области, порядок финансирования научно-технической деятельности, требования
к содержанию научных и научно-технических программ;
2) формирование перечня тем научно-исследовательских работ
для обеспечения законопроектной деятельности Московской областной Думы;
3) иные полномочия, установленные федеральными законами и законами Московской области.
2. К полномочиям Правительства Московской области относятся:
1) принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации государственных научных организаций Московской области;
2) принятие решений по вопросам разработки и реализации областных научных и научно-технических программ и проектов;
3) организация проведения экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств бюджета Московской области;
4) определение центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, осуществляющего координацию деятельности субъектов научной и (или) научно-технической деятельности на территории Московской области (далее – уполномоченный орган);
5) организация прогнозирования научного и научно-технического развития Московской области;
6) утверждение приоритетных для Московской области направлений развития науки, технологий и техники;
7) иные полномочия, установленные федеральными законами и законами Московской области.
3. К полномочиям центральных исполнительных органов государственной власти Московской области относятся:
1) реализация научно-технической политики на территории Московской области в соответствующей сфере;
2) подготовка предложений Правительству Московской области
по созданию государственных учреждений Московской области, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность;
3) разработка и реализация областных научных и научно-технических программ и проектов в соответствующей сфере;
4) прогнозирование научного и научно-технического развития Московской области в соответствующей сфере;
5) подготовка предложений в стратегию научно-технического развития Московской области;
6) размещение заказов для государственных нужд Московской области на приобретение научно-технической продукции, услуг по подготовке научных кадров;
7) организация проведения экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств бюджета Московской области;
8) осуществление от имени Московской области полномочий учредителя научных организаций Московской области, в соответствии
с федеральным законодательством и законодательством Московской области;
9) осуществление иных полномочий, установленных федеральными законами и законами Московской области.
4. К полномочиям уполномоченного органа относятся обобщение и анализ предложений иных центральных исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере научно-технической политики:
1) по разработке и реализации стратегии социально-экономического развития Московской области;
2) определению приоритетных для Московской области направлений развития науки, техники и технологий;
3) иные полномочия, установленные законодательством Московской области.

Статья 8. Порядок реализации научно-технической политики органов государственной власти Московской области

1. Научно-техническая политика органов государственной власти Московской области реализуется органами государственной власти Московской области в соответствии с государственной научно-технической политикой Российской Федерации.
Деятельность органов государственной власти Московской области
в научной и научно-технической сфере осуществляется на основании прогнозов, стратегий и планов.
2. Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области в научной и (или) научно-технической сфере, и иных субъектов научной и (или) научно-технической деятельности на территории Московской области.
3. Координация деятельности субъектов научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется в целях:
1) обеспечения взаимодействия субъектов научной и (или) научно-технической деятельности;
2) определения потребности Московской области в научных исследованиях и разработках;
3) формирования приоритетных для Московской области направлений развития науки, технологий и техники;
4) выработки критериев оценки эффективности научной деятельности;
5) выработки предложений по созданию и ликвидации научных организаций Московской области;
6) создания условий для эффективного использования и реализации научно-технической продукции организаций научно-технического комплекса Московской области;
7) организации проведения экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств бюджета Московской области;
8) развития и эффективного использования научного потенциала Московской области.
4. Основные направления научно-технической политики органов государственной власти Московской области отражаются в стратегии научно-технического развития Московской области.

Статья 9. Прогноз научной и научно-технической деятельности в Московской области

1. Прогнозы научной и научно-технической деятельности
в Московской области на долгосрочный и среднесрочный периоды разрабатываются в составе прогнозов социально-экономического развития Московской области на долгосрочный и среднесрочный периоды соответственно.
2. Прогноз научной и научно-технической деятельности в Московской области (далее – Прогноз научной деятельности) разрабатывается
на основании прогноза научно-технологического развития Российской Федерации в порядке и сроки, установленные Правительством Московской области.
При разработке Прогноза научной деятельности осуществляется прогнозирование потребности в результатах научной и (или) научно-технической деятельности организаций, относящихся к различным сферам деятельности на территории Московской области.
3. К участию в разработке Прогноза научной деятельности могут привлекаться органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, общественные, научные и иные организации с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне в порядке, установленном Правительством Московской области.

Статья
 10. Стратегия научно-технического развития Московской области

Стратегия научно-технического развития Московской области разрабатывается на основании Прогноза научной деятельности и содержит:
1) оценку научно-технического потенциала Московской области;
2) перечень задач социально-экономического развития Московской области, решение которых требует развития научной и (или) научно-технической деятельности;
3) перечень сфер деятельности, в которых необходимо развивать научную и (или) научно-техническую деятельность, в том числе за счет создания новых научных организаций;
4) цели, задачи и направления реализации политики органов государственной власти Московской области в сфере научно-технического развития Московской области;
5) показатели, используемые для оценки достижения целей научно-технического развития Московской области;
6) сроки, этапы и механизмы реализации;
7) ожидаемые результаты реализации;
8) оценку финансовых ресурсов.

Статья 11. Научные программы (подпрограммы) Московской области в сфере развития научной и (или) научно-технической деятельности, мероприятия государственных программ (подпрограмм) Московской области, направленные на развитие научно-технической деятельности

1. В целях повышения научной обоснованности управления социально-экономическим развитием Московской области в сферах, относящихся
к ведению Московской области или совместному ведению Российской Федерации и Московской области, органами государственной власти Московской области могут приниматься и реализовываться научные программы (подпрограммы), направленные на решение отдельных научных задач.
2. Исполнителями мероприятий научных программ (подпрограмм) являются:
1) центральные исполнительные органы государственной власти Московской области;
2) государственные учреждения Московской области, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность;
3) научные работники.
3. Мероприятия по разработке и реализации научных программ (подпрограмм) Московской области могут включаться в государственные программы (подпрограммы) Московской области.
4. Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области могут участвовать в реализации научных программ (подпрограмм) Московской области, в том числе путем оказания образовательных услуг, информационной поддержки, формирования спроса на научную и научно-техническую продукцию и создания условий для развития инновационной инфраструктуры на территории соответствующего муниципального образования.

Статья 12. Научно-технический комплекс Московской области

1. Научно-технический комплекс Московской области включает в себя:
1) государственные учреждения Московской области, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность (далее – государственные научные учреждения Московской области);
2) научные организации, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в собственности Московской области;
3) научные организации иных форм собственности, их обособленные подразделения, находящиеся на территории Московской области;
4) организации научной инфраструктуры.
2. Государственные научные организации Московской области могут создаваться в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и градостроительства, сельского и лесного хозяйства, связи и других сферах в соответствии с полномочиями Московской области по вопросам, находящимся в ведении Московской области или совместном ведении Российской Федерации и Московской области.
Государственные научные учреждения Московской области создаются в форме бюджетных или автономных учреждений в порядке, установленном Законом Московской области № 14/2008-ОЗ «О порядке управления государственными унитарными предприятиями Московской области, бюджетными и казенными учреждениями Московской области».
Решение о создании государственных научных организаций Московской области принимается в случае отсутствия на территории Московской области организаций, осуществляющих научные разработки
в соответствующей сфере.
3. В случаях, установленных федеральными законами и законами Московской области, Московская область может быть участником хозяйственных обществ, являющихся научными организациями и организациями научной инфраструктуры.

Статья 13. Московский областной научно-технический Совет

1. В целях обеспечения эффективного взаимодействия органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и иных организаций по вопросам реализации государственной научно-технической политики на территории Московской области, при Правительстве Московской области образуется коллегиальный совещательный орган – Московский областной научно-технический Совет (далее – Совет).
2. Совет действует в соответствии с Положением о Совете, утверждаемым Правительством Московской области.
3. Совет состоит из представителей Московской областной Думы, федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, общественных организаций, образовательных и научных организаций.
4. Состав Совета утверждается Правительством Московской области.
Статья 14. Экономические и организационные методы регулирования научной и (или) научно-технической деятельности, используемые органами государственной власти Московской области

1. Органы государственной власти Московской области используют экономические и организационные методы регулирования научной и (или) научно-технической деятельности.
2. К экономическим методам регулирования научной и (или) научно-технической деятельности относятся:
1) предоставление налоговых льгот;
2) предоставление инвестиционного налогового кредита;
3) предоставление имущества, находящегося в собственности Московской области;
4) предоставление грантов и премий;
5) приобретение прав на результаты научной деятельности.
3. К организационным методам регулирования научной и (или) научно-технической деятельности относятся:
1) содействие патентованию изобретений, а также государственной регистрации прав на результаты интеллектуальной деятельности;
2) содействие в продвижении на рынок результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
3) развитие кооперации и сотрудничества в научной и (или) научно-технической деятельности.

Статья 15. Гранты Правительства Московской области
в сферах науки, технологий, техники и инноваций

В целях поддержки научной и (или) научно-технической деятельности на осуществление научных, научно-технических и инновационных проектов, особо значимых для Московской области, юридическим лицам могут предоставляться гранты Правительства Московской области.
Порядок предоставления грантов устанавливается Законом Московской области № 27/2013-ОЗ «О грантах Правительства Московской области
в сферах науки, технологий, техники и инноваций».

Статья 16. Премии молодым ученым и специалистам

1. За достижение молодыми учеными и специалистами выдающихся научных и (или) научно-технических результатов и их практическое применение в экономике и социальной сфере Губернатором Московской области учреждаются ежегодные премии Губернатора Московской области
в сфере науки и инноваций.
2. Премирование молодых ученых и специалистов осуществляется
в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в бюджете Московской области на соответствующий финансовый год и плановый период.
3. Размеры и положение о ежегодных премиях Губернатора Московской области в сфере науки и инноваций утверждаются Губернатором Московской области.

Статья 17. Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности

1. Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности на территории Московской области основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования и осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Московской области и иных не запрещенных источников.
2. Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется за счет средств бюджета Московской области посредством финансирования:
1) государственных организаций Московской области;
2) научных и научно-технических программ и проектов;
3) мероприятий государственных программ;
4) отдельных научных разработок, осуществляемых в целях удовлетворения государственных нужд Московской области;
5) оказания поддержки научным организациям.
3. Объем средств на финансирование научной и научно-технической деятельности устанавливается в бюджете Московской области
на соответствующий финансовый год и плановый период.

Статья 18. Научно-исследовательская деятельность
в образовательных организациях высшего образования

1. Наряду с основной деятельностью, связанной с учебным процессом, педагогические работники и студенты профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования могут участвовать в научно-исследовательской деятельности в различных формах.
2. Научная организация может создать структурное подразделение (лабораторию) в образовательной организации высшего образования
в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ
«О науке и государственной научно-технической политике».
3. Государственной образовательной организации высшего образования Московской области, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает высоким потенциалом профессорско-преподавательского состава, эффективной организационной структурой, позволяющей сочетать обучение с исследованием, развитой аспирантурой и докторантурой, кандидатскими и докторскими диссертационными советами, свидетельствами международного и национального признания, может быть присвоен статус «исследовательский университет Московской области» в порядке, установленном Правительством Московской области.

Статья 19. Взаимодействие органов государственной власти Московской области с федеральными органами исполнительной власти, государственными академиями наук, органами местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, международными организациями в сфере научной и (или) научно-технической деятельности

1. Правительство Московской области и уполномоченный орган осуществляют взаимодействие с государственными академиями наук, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, государственными и негосударственными организациями, международными организациями в сфере научной и (или) научно-технической деятельности в целях:
1) обеспечения единства государственной научно-технической политики;
2) наиболее эффективного использования научно-технического потенциала Московской области в интересах социально-экономического развития Московской области.
2. Органы государственной власти Московской области вправе заключать соглашения с органами государственной власти Российской Федерации, иными субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, государственными и негосударственными организациями, международными организациями в сфере научной и (или) научно-технической деятельности
в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Московской области.
3. Соглашения уполномоченного органа с федеральными органами исполнительной власти, государственными академиями наук должны предусматривать:
1) согласование направлений сотрудничества в сфере научной и (или) научно-технической деятельности;
2) учет потребностей Московской области в научно-техническом обеспечении решения проблем ее социально-экономического развития
при формировании федеральных государственных, отраслевых и иных программ, планов научной и (или) научно-технической деятельности организаций федерального подчинения и организаций, подведомственных государственным академиям наук (в первую очередь организаций, расположенных в Московской области);
3) совместное долевое финансирование согласованных научных, научно-технических проектов и программ и условия использования их результатов.

Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу:
Закон Московской области № 75/2006-ОЗ «О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области»;
статью 12 Закона Московской области № 237/2008-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области в части приведения их в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации»;
Закон Московской области № 103/2009-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Московской области»;
статью 1 Закона Московской области № 58/2010-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Московской области» и о признании утратившими силу Закона Московской области «О порядке присвоения отдельной территории Московской области статуса территории научно-технического развития Московской области» и статьи 9 Закона Московской области «О внесении изменений в некоторые законы Московской области в части приведения их в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации»;
часть 2 статьи 16 Закона Московской области № 15/2011-ОЗ «Об инновационной политике органов государственной власти Московской области»;
Закон Московской области № 105/2011-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Московской области»;
Закон Московской области № 136/2012-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области»;
Закон Московской области № 67/2013-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области»;
статью 3 Закона Московской области № 103/2013-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области».

Губернатор
Московской области                                                                А.Ю. Воробьев
«  06  »   мая   2016 года
№  38/2016-ОЗ

Принят постановлением
Московской областной Думы
от  21.04.2016  №  2/163-П