1. Какая информация в сети Интернет признается рекламой, а какая – нет
Исходя из Закона о рекламе, под интернет-рекламой понимают информацию, которая распространена в сети интернет в любой форме и с использованием любых средств, адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).
РЕКЛАМА
|
НЕ РЕКЛАМА
|
Информация, направленная на привлечение внимания к конкретному товару и его выделению среди иных товаров (например, всплывающий баннер, информация с пометкой «реклама», размещённая посредством системы размещения контекстной рекламы).
|
Перечень гиперссылок на различные источники информации (сайты, форумы и др.), выданные поисковыми системами как результат обработки поискового запроса пользователя.
|
Информация о товарах (услугах), которая размещена на сайте производителя или продавца данных товаров (услуг) или на страницах в соцсетях, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающем услуги, о деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, и т.п.
|
2. Что нужно сделать до распространения интернет-рекламы
Перед тем как распространить интернет-рекламу отдельные категории рекламодателей, а также рекламораспространители и операторы рекламных систем должны обратиться в специальную организацию – к оператору рекламных данных (ОРД). Операторы определены комиссией при Роскомнадзоре. На сегодняшний день отобрано 7 таких организаций. С их перечнем можно ознакомиться по ссылке: https://rkn.gov.ru/register-ord/register/?ysclid=lbcdj7d1ri602698155
ОРД должен присвоить рекламе идентификатор (токен), чтобы обеспечить её прослеживаемость. После его получения рекламу можно распространять. Как будет присваиваться идентификатор, должен установить Роскомнадзор (пока не установлено).
3. Что должна содержать интернет-реклама
Интернет-реклама должна включать:
Требования не коснутся рекламы, размещенной в теле- и радиопрограммах (передачах), транслируемых в интернете.
4. Кто обязан передавать информацию о рекламе
Информацию о рекламе обязаны передавать рекламораспространители, операторы рекламных систем, владельцы соцсетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторы распространения информации в интернете.
Эта же обязанность есть у рекламодателей, если только рекламодатель не передал обязанность рекламораспространителю либо оператору рекламной системы.
5. Какую информацию и в какой срок нужно передать
После распространения рекламы информацию о ней необходимо передать ОРД, а он в свою очередь направит данные в Роскомнадзор. Ведомство будет вести учёт и обработку этой информации, а также хранить её не менее 5 лет.
Список информации, установленный законодательством, достаточно обширный и включает сведения:
В частности, должны быть предоставлены данные о всей цепочке договоров, заключенных для распространения рекламы, включая реквизиты и содержание актов оказанных услуг.
ИСКЛЮЧЕНИЕ: Информацию о рекламе своих товаров, распространенную по электронной почте или в виде сообщений для групп-пользователей, передавать не нужно.
Кроме того, исключение сделано для рекламы в теле- и радиопередачах, транслируемых через интернет, если она идентична рекламе в тех же передачах, показанных различными способами вещания.
6. Кому станет доступна информация о рекламе
Предполагается, что, помимо самого Роскомнадзора, информация о рекламе будет доступна ФНС и ФАС. Участники рынка также смогут получить информацию, но в части, касающейся их прав и обязанностей. Состав сведений для каждой категории получателей определит Роскомнадзор. Сведения предоставят через специальный сервис, для доступа к которому потребуется учётная запись на Госуслугах.
7. Ответственность за несоблюдение порядка распространения интернет-рекламы
ОРД и участники рынка несут ответственность за полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставления информации в Роскомнадзор.
Специальные составы в КоАП РФ за нарушение порядка учёта интернет-рекламы пока не вннесены, поэтому возможно применение общей нормы, к примеру, общая ответственность за отсутствие маркировки интернет-рекламы в виде штрафа по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ:
-
на граждан – в размере от 2000 до 2500 рублей;
-
на должностных лиц – от 4000 до 20 000 рублей;
-
на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей.
По неофициальным заявлениям представителей Роскомнадзора, штрафы за неисполнение требований новых положений об интернет-рекламе не планируется применять до марта 2023 года: пока идёт процесс взаимодействия всех участников рынка.
Следует добавить, что Ассоциация развития интерактивной рекламы (АРИР) и Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) совместно с Роскомнадзором составили руководство по подготовке к новым требованиям на рекламном рынке, с которым можно ознакомиться по следующей ссылке: https://interactivead.ru/wp-content/uploads/2022/07/arir22_wp_about_advertising.pdf
Материал подготовлен Адвокатским бюро «Юрлов и Партнеры»
Изображение:https://stock.adobe.com/ru